Обсуждали с М. П. Кортусовым запрос Алтайского государственного университета о помощи кадрами. Там уже работает наш профессор Бородавкин Александр Павлович, профессор Воробьева (лингвист) и другие. Теперь речь о молодом подкреплении через аспирантуру. Решено готовить по их заявкам по 4-3 аспиранта в год. Пошел Алтай университетский в свою историю…
В Обкоме с А. Г. Блиновым обсуждаем большой вопрос – как строить и что строить. И учебные корпуса нужны, и соцкультбыт отстал неимоверно: в университете нет клуба, плохо с жильем для преподавателей. Решили биться за строительство столовой с актовым залом (за главным корпусом), за жилье, и подождать пока с учебными корпусами, но форсировать корпус Научной библиотеки.
А во второй половине дня – приняли на кафедре кандидатский экзамен у Анохина Леонида Демидовича, директора ОПХ им. Сидоренко. И то хорошо, что и сдал он экзамен очень прилично, и ведь сдавал-то руководитель совхоза! Знамение времени, чудное знамение на Руси! Новый человек на селе вырос, Крестьянин-ученый.
Лекция (учебная) у экономистов. Удивительное это дело – лекция. Как можно много сказать за 90 минут, а как иногда получается мало. Как-то слушал проф. Хахлова Венедикта Андреевича (по геологии). И тема рядовая была, а старина сумел показать молодым умам весь процесс рождения современной теории с первых ее шагов, начиная с XIX в.: в лицах, с фактами, с красотой научного постижения мира. И что важно – каждая его лекция индивидуальна, не похожа по построению, характеру изложения. Все подчинено главной идее лекции. Такая лекция при любом хорошем учебнике слушается с напряжением, на ней работает мысль студента с преподавателем вместе.
В 21-05 по Москве вылетаем на Монреаль, но снова нас не принимают, и мы летим в Чикаго, куда нас, естественно, не звали и не ждали. Заполняем на English декларацию. В 01-35 Москвы сели в Чикаго. Снег, холод, SAS по нашему требованию везет в город, отель «Шератон». Шикарно. Поселяют в номер 1957 (19 этаж), то есть на 20 этаже. У Виктора Павловича Лукачева день рождения 4/IV. Отмечаем в Чикаго.

Утром смотрю и слушаю президента Форда, Киссинджера, Тхиеу. Рассказывают и пишут по поводу неудач во Вьетнаме. Как же – Сайгон теряют! Целый день в Чикаго. Гуляем. Такси, банк, озеро, магазины, фотографируемся. Питаемся за счет SAS в отеле. Нас находят по телефону из Монреаля.
В 19-40 вылетаем в Монреаль (в 22-00 там). Отель Deceville. Скромно, с библией в двух экземплярах (английский + французский). Хлопочет переводчица Валентина Петровна (видно, из русских).
Вылетаем утром в Провинцию Манитоба (г. Виннипег). Провожает Mr. Форд.

В Виннипеге узнаем, что в университете забастовка. Студенты поддерживают служащих, которые за более длительный срок контракта с повышением зарплаты. Университет не работает.

Ведут в Музей Монитобы, где 5 докторов наук и 5 магистров. Ведут НИР по этнографии, истории, географии. Штат = 100 чел.
Вечером встреча с президентом университета в театре на спектакле балетной труппы «В поисках Солнца». Балета нет, музыка есть и много от канкана. Светский разговор в перерывах.

В Виннипеге 500 тысяч жителей. Во всем чувствуется аграрный, в основном, центр. Грязь. Таксистка, которая нас возила, рассказала, что работает 10-12 часов в день, заработок примерно 250 долларов в неделю. Считает свою работу временной: надо заработать на собственную машину.

Профессор получает в зависимости от уровня (их 3) от 15 до 30 тысяч долларов.
Вылетаем «Дугласом» и через 1,5 часа мы в Квебеке. День свободный от официальных встреч.

Гостиница в старой части города: легче без гидов знакомиться с Квебеком. Иду на королевскую площадь. Здесь все на французский манер.

Затем посещаем Музей восковых фигур. Работы сделаны великолепно.

На королевской площади заглянул в церковь, а там аплодируют (и громко) проповеди священника. В православном храме, кажется, такого не бывает.
Вечером принимает в своем доме заместитель министра образования Клоуд Борегард. Семья у него из шести человек. Все довольно скромно, но изысканно по-французски.

Пошли с Клоудом в ресторан Бонапарта. Отведали французских вин. Беседа была живой и для знакомства с ситуацией в Квебеке полезной.
МОСКВА
МОСКВА
копенгаген
монреаль
эдмонтон
монреаль
оттава
оттава
виннипег
торонто
квебек
капитализма
Поездка в мир
попутчики
маршрут
установочные данные
Лукачев Виктор Павлович
Виноградов Владимир Николаевич
Жукаускис Казимир Казимирович
доктор технических наук, профессор
доктор технических наук, профессор
3.04.1975 - 17.04.1975
14 дней
47, 46 канадских долларов (суточные за 14 дней)
за счет канадской стороны
изучение опыта подготовки специалистов и организации научно-исследовательской работы в канадских университетах
В министерстве подробно обозначили на какие вопросы обратить внимание: обязательна ли научно-исследовательская работа в университетах и как она финансируется, есть ли НИИ и участвуют ли студенты в научной деятельности. В том числе советскую сторону интересовало, что из себя представляет «внедрение».

По итогам поезки в Минвуз СССР нужно было предоставить отчет к 10 мая 1975 г. А. П. Бычков отвечал за разделы:

научные исследования и подготовка специалистов

тенденции научных исследований в вузовских коллективах

ректор куйбышевского авиационного института
ректор московского института нефтехимии и газовой промышленности
заместитель министра литвы
«И все-таки относятся к нам
как-то настороженно.
Хотя это понятно:
иностранцы, да еще советские!
После виски со льдом
несколько растормашиваются,
становятся естественными»
срок
дата
цель
финансирование
командировочные
Отчет из архива Музея истории ТГУ
ЦДНИ ТО. Ф.607. Оп.1. Д. 27. Л. 47.
читать
впечатления
Что взять с собой?
фотоаппарат и фотопленка
пуловер
сувениры для канадских коллег
сорочки
14-00 телефонный разговор с Минвузом. Задерживают перечисление денег на строительство, ремонт и прочее.

16-00 ученый совет по защите диссертаций. Куем кадры. Без работы совет не бывает. Да, и понятно: защиты по политэкономии на всю Сибирь и Дальний Восток только в ТГУ.

18-25 Лекция на ЭФ – для студентов. Посещают хорошо. Много вопросов задают (особенно по жизни в стране). Это хорошо. Нет равнодушия, есть интерес к делам в стране, в мире.
8-30 Экзамен в 941 группе – по политэкономии. Сдали весьма прилично.

12-00 встреча с Гущиным Николаем Яковлевичем (Институт истории СО АН СССР). Обсуждаем возможность участия ученых ТГУ в написании многотомных «Истории рабочего класса в Сибири» и «Истории крестьянства Сибири» - по программе АН. Ясно, что без ТГУ это сделать нельзя: у нас сил больше и наработки есть. Заключили союз на многие годы. Это полезно и нашим ученым. Да и как выполнить такую махину работ без профессора Бояршиновой З. Я., Разгона И. М. и других наших историков. Будет там место и экономистам.
ТГУ~1975 наука
Участие в 60-е годы томских ученых в написании пятитомной «Истории Сибири» при координации Институтом истории, филологии и философии СО АН СССР (опубликована в 1968-69 гг.) продолжилось в работе над созданием двух других крупномасштабных проектов – многотомных трудов «История крестьянства Сибири» и «История рабочего класса Сибири».

Первая конференция по организационным вопросам состоялась в 1972 г., где за Томским университетом закрепили определенные главы. В 1975 г. А. П. Бычков не раз обсуждал организационные моменты, в том числе встречался с академиком А. П. Окладниковым и Н. Я. Гущиным, ответственными редакторами серий от Института истории.

Публикация томов выпала уже на 1980-е годы. Пятый том «Истории крестьянства Сибири», в котором А. П. Бычков был соавтором двух глав (Ч. 1, гл. 2, § 4. - С. 90-97; гл. 4. § 1. – С. 122-135.) вышел в свет в 1991 г. под названием «Крестьянство и сельское хозяйство Сибири, 1960-1980-е гг.».
Крестьянство и сельское хозяйство Сибири, 1960-1980-е гг. / [Н. Я. Гущин, В. А. Калмык, Е. Е. Горяченко и др. ] ; отв. ред. Н. Я. Гущин. Новосибирск, 1991.
Переписка по поводу написания трудов между Н. Я. Гущиным и Ю. В. Купертом. ЦДНИ ТО. Ф. 5918. Оп. 1. Д. Л. 18-20.
«
»
57
30
1830
монографий
авторских свидетельств
научных статей
а также 11 докторских и 69 кандидатских диссертаций
а также 99 научных исследований, методик и установок внедрены и переданы в производство
а также 1190 докладов на симпозиумах и конференциях
Это добрая традиция ТГУ —
не вариться только
в собственном соку
премии ТГУ молодым ученым
Багров
Владислав Гавриилович
Плотникова
Мария Ермолаевна
Кругляков
Лев Залманович
Вылцан
Иван Августович
В. А. Донченко, В. Н. Пачин, И. И. Роман и М. Я. Пелипась
доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой электродинамики и квантовой теории поля, заведующий теоретическим отделом Института сильноточной электроники (ИСЭ) СО РАН
цикл научных статей по актуальным вопросам квантовой электродинамики
теоретическая разработка в области проективно-дифференциальной геометрии
монография «Осадочные формации Горного Алтая»
монография «Советская историография гражданской войны в Сибири»
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры геометрии
доктор геолого-минералогических наук, заведующий кафедрой динамической геологии, декан геолого-географического факультета
доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории СССР советского периода
Четыре премии получили молодые сотрудники:
Красное знамя. 1973, № 118. С. 3.
единый
ВУЗ –
Высшая школа может успешно развиваться только на основе органического соединения науки и учебного процесса. Научные учреждения должны стать базой подготовки специалистов высокой квалификации.
У А. П. Бычкова было четкое понимание того, как должен выстраиваться учебный и научный процесс в вузе. Статья емко отражает его позицию.
учебно-научный
коллектив
«
»
Проекты по истории крестьянства и рабочего класса Сибири были частью еще более гигантских проектов по истории крестьянства и рабочего класса СССР, финансируемых государством. Организация науки через подобные масштабные, четко организованные и запланированные многолетние проекты отражала дух того времени. Такие проекты тянули за собой разработку сопутствующих тематик и развитие отрасли в целом.

Из беседы с одним из участников проекта
премии ТГУ за лучшие работы
читать
читать
Продолжение совещания ректоров. Началось обсуждение докладов.

На пленарном заседании от университетов выступили В. Б. Алесковский (ЛГУ), Ю. А. Жданов (Ростовский университет), А. П. Бычков (ТГУ).

Мое выступление было о ведущей роли университетов в системе высшей школы – на примере ТГУ и Сибири.
На секциях (они были организованы по профилю вузов). Университеты – своя секция. Руководил заместитель министра А. И. Попов. Шумно обсуждали все боли и заботы университетов. От сибирских университетов речь держали: С. Г. Беляев (Новосибирский ГУ), Н. Ф. Лосев (ИГУ) и В. В. Пластинин (ОмГУ), открыт в 1974 г. В этой же секции были экономические и юридические вузы.
День уходит на решение текущих дел в министерстве. Разговор с министром Образцовым об оценке совещания. Предлагаю ему иногда решать стратегические вопросы развития высшей школы в узком кругу ведущих ректоров (вузов), а не только со своим аппаратом. Согласен. Но тут же предлагает перейти на работу в Минвуз. Мол, укреплять надо Минвуз. И, к его удивлению, я отказываюсь.

Спрашивает: «Почему?». Отвечаю: «Не люблю быть чиновником». Останусь в Томске в своем университете. Здесь мне хорошо работается, славный коллектив. Дела, которые удастся довести до ума, приносят удовлетворение.

Тогда министр просит дать ему предложения о том, что можно сделать с управлением Минвуза, чтобы оно стало эффективным. Обещаю дать мое видение письменно.
Готовлюсь к отъезду – в отпуск.

Июль проведу в Крыму (Ялта) недели 2, а потом в деревне своей у родителей (Клевищи, Калининская область), где родился и вырос, где такая чудная природа, родные места и люди, где я отдыхаю лучше всяких курортов, которые, впрочем, мне и не нужны.
Какая польза от совещания?

Главное – общение с ректорами, опыт других. А услышит ли Правительство и ЦК о нуждах? Маловероятно. Слишком те, кто руководит нами из Москвы, далеки от реальной жизни вузов, чиновники и только. Для каждого успеха в решении вопросов надо дойти минимум до министра, а то и заместителя председателя Совмина.

Практический вывод. Надо добиться поставить вопрос о развитии ТГУ на Совете министров. Тогда будет Постановление, которое будут выполнять и чиновники.
Корни всего – в детстве
военная пора
семья
из интервью разных лет
У семьи А. П. Бычкова богатая история. Племянница Ирина Анатольевна Бычкова провела большое генеалогическое исследование рода верхневолжских крестьян Бычковых и Русаковых и собрала весь найденный материал в книге «Бычковы. Русаковы. Из бежецких крестьян». Вторая и третья главы книги повествуют об А. П. Бычкове и его семье. Рассказ дополнен личными воспоминаниями и фото из семейного архива.
Воспоминания А. П. Бычкова о военных годах в сборнике воспоминаний ветеранов ТГУ.
ЦДНИ ТО, Ф. 607. Оп. 27. Д. 27. Л. 18
Красное знамя. 1991. 13 февр. С.3.
Томские вести. 2006. 1-8 марта.
Красное знамя. 2009, 15 сен. С. 3.
1921,
13 февраля
1936 -1939
1928 - 1936
1939 - 1941
1941
1940
1946
1941 - 1945
1945 - 1947
Родился в деревне Клевищи Максатихинского района Калининской области (в н. в. Тверская область)
В записной книжке Александра Петровича за 13 февраля значится следующая запись: «Говорят, что я родился. Александр Петрович?»
«Мне здорово повезло на учителей, которые еще в школе сумели привить тягу к познаниям».
Происхождение фамилии «Бычков» связано с домашней историей отца, Петра Ивановича:

«Петр Иванович фамилию отца Унылов не взял, захотел именоваться Бычков, так как в семье его звали «бычок». Прозвище он получил потому, что родился в хлеву и, внося его в избу, мать сказала, что вот «бычка принесла».
Обучался в Бежецком педагогическом училище по историческому отделению
Директор неполной средней школы в селе Константиновка Хабаровского края

Учащийся заочного отделения Хабаровского педагогического института
Родилась дочь Тамара
Родился сын Юрий
Женился на Наталье Семеновне Зятиной
Комсорг, помощник начальника. 15-я Армия, Дальневосточный фронт
Пропагандист полка

В составе войск второго Дальневосточного фронта участвовал в войне с Японией в 1945 г. на территории Манчжурии
«Каждое утро я начинаю с зарядки и холодного душа. Зимой хожу на лыжах до Басандайки, летом гуляю по лесу и предпочитаю это делать в одиночестве. Попутчики отвлекают от восприятия природной красоты, не дают сосредоточиться, а ведь природа многому учит. Очень привязан к старым вещам. До сих предпочитаю не на компьютере работать, а на немецкой печатной машинке «Оптима». Она со мной с 1952 года».
«На судьбу жаловаться не вправе. Рад, что у меня выросли хорошие дети – для главы семейства это немало, есть внуки, наверное, дождусь правнука. Истинное удовлетворение нашел в своей профессии, в том, что не изменил раз и навсегда выбранной педагогической стезе, и в том, что ощущал себя нужным людям. Наверное, мне удалось что-то сделать в этой жизни, и потому я – счастливый человек».
Начальная школа в деревне Клевищи

7-летняя школа в селе Сидорково
«
«
»
»
Родился я в 1921 г.
в семье крестьянина
«В семилетке нас учили двое педагогов – потомки декабристов Бестужевых. Впоследствии я, конечно, понял, что вместе с преподаванием предметов они передавали нам свою широту познаний, культуру, интеллигентность.
Я рано пристрастился к чтению, а потом вступил в школьный литературный кружок и начал писать стихи. И сейчас пишу, но исключительно для себя, не для печати.
«Ученый-экономист должен уметь сказать правду, которая нравится не всем. В том числе и в верхах. Он должен быть человеком смелым – далеко не все новые идеи принимаются хорошо. От ученого требуется способность к независимому научному исследованию и последовательность в отстаивании своего мнения, а от педагога – очень человечный характер».
«Кадры школам были нужны позарез, причем не только учителя, но и директора. Продолжить образование предложили тут же, в только что открывшемся Хабаровском пединституте. «Распределение» проходило просто: названия сел были написаны на бумажках и брошены в шляпу начальника крайоно. Так 18-летний выпускник педучилища стал директором школы в деревне Константиновка».

Из интервью. Красное знамя, 2009. №134. С. 3.
«Война с Японией для меня началась до того, как о ней объявили официально. Седьмого августа из дивизии нашему полку был дан приказ: сформировать батальон захвата на другом берегу Амура, очистить берег от японских наблюдательных пунктов и обеспечить переправу всей дивизии на другой берег. Я вызывал в свою землянку каждого комсомольца и коммуниста и прямо говорил: «Идете на возможную смерть. Согласны? Можете отказаться». 250 добровольцев требовалось набрать! Я вызвал 250 солдат, отказался только один (по личным причинам)».
Когда Молотов только объявил о войне с Японией, этот батальон уже побывал на другом берегу Амура и блестяще справился с задачей, не потеряв ни одного человека.

За выполнение этого задания А. П. Бычков был награжден орденом Красной Звезды.


читать
Только однажды, еще в школе, мой стих был опубликован в районной газете. К нам тогда приезжал знаменитый писатель Аркадий Гайдар, и мы читали ему стихи, а редактор районки их опубликовал».

Из интервью. Красное знамя. 1991. № 33. С. 3.
Учительница В. В. Бубнова
«О женах принято говорить, что они - "вторая половина" нас, мужчин. Но я могу сказать, что больше чем половиной того, что я сделал в науке, я обязан своей жене. И советую молодым, стремящимся в науку, именно ранний брак. Почему? Душа, знаете ли, успокаивается и голова работает в нужном направлении».

Из интервью. Красное знамя. 2001, 13 фев.
Красное знамя. 2001. 13 фев.
«Я когда-то, в 1948-м, дал слово офицера врачу, который не хотел разрешить мне поступление в Ленинградскую военно-педагогическую академию. Он послушал меня, заглянул в медкарту и говорит: "Э-э, батенька, тебя надо с таким здоровьем из армии демобилизовать, а ты в военную академию просишься. Ты же гипертоник". Но, посмотрев на меня и, вероятно, увидев мое отчаяние - очень мне хотелось в эту академию, - сказал: "Ну, ладно, "норму" я тебе напишу. Но ты дай слово, что будешь каждое утро принимать холодный душ. Станешь так делать - не будет у тебя гипертонии''. Ну вот, я слово держу...»
Бычковы. Русаковы. Из бежецких крестьян. Санкт-Петербург, 2020.
читать
материалы
статьи и буклеты об А. П. Бычкове
  • Бурмакин Э. В. Биография // Любимый город. – Новосибирск, 1979. – С. 94-104.
  • Бычков Александр Петрович // Профессора Томского университета: Биогр. словарь / Под ред. С. Ф. Фоминых. Томск, 2001. – Т. 3. 1945-1980. – С. 63-70.
  • То же // Там же. Томск, 2003. – Т.5: Ректоры Томского университета. – С. 147-154.
  • К 80-летию Александра Петровича Бычкова: [Буклет] / Ред. В. С. Сумарокова; Предисл. Г.В. Майера. – Томск: [б. и.], 2001. – 32 с.
  • Александр Петрович Бычков, 85 лет : университет в моей жизни : [биографический очерк]. – Томск : [б. и., 2006]. – 28 с.
газетные публикации 
  • Селов Ф. Мастерство лектора // За сов. науку (ТГУ). – Томск, 1959, 30 дек.
  • Могильницкая К. И. Слово учит и убеждает // За сов. Науку (ТГУ). – Томск, 1985, 25 апр.
  • Ларионова Н. 17 лет – рекордный срок для ректора // Alma Mater(ТГУ). 1995. 19 июня.
  • Севастьянов А. Алма-матер чествовала мэтра: Профессор А. Бычков стал обладателем титула «Почетный доктор ТГУ» // Том. вестник. – 1995, 2 июня.
  • Коломиец Т., Литовченко А. Талант – это труд // Alma Mater(ТГУ). 1996. № 3. С. 3.
  • Фролова Л. Учитель, ректор, подполковник // Alma Mater (ТГУ). 2000. 28 апр. С. 10.
  • Мендельбаум Я. Учитель, перед именем твоим… // Alma Mater (ТГУ). 2001. 14 февр.: фото.
  • Коломиец Т. Университет стал его судьбой // Alma Mater (ТГУ). 2001. 14 февр.: фото.
  • А.П. Бычков стал почетным гражданином Томска // Alma Mater (ТГУ). 2001. 10 дек.
  • Угрюмов А. Ректор – долгожитель // Том. вестник. –  2001, 14 февр.
интервью